Творчество и смыслы
В данном разделе сайта можно будет ознакомиться с творческой интерпретацией произведений И.А. Ильина, которая, как мы надеемся, будет иметь продолжения и приобретать новые формы
О первом творческом проекте
Поющее Сердце
спектакль по книге И.А. Ильина

8 ноября 2024 г. в музее Владимира Высоцкого в Москве состоялась вторая «премьера» спектакля под названием «Поющее сердце» по мотивам одноимённой книги русского мыслителя И.А. Ильина

Нет ничего удивительного, когда в основу постановки закладывают то или иное литературное произведение – всё же сам жанр романа, рассказа или повести подразумевает наличие действующих лиц, вступающих в общение друг с другом. Однако философский текст, выдержанный отнюдь не в форме древнегреческого диалога, как ни крути, остаётся монологичным. В связи с чем, перед автором текста, режиссером-постановщиком спектакля стояла непростая задача – извлечь ключевые философские смыслы из книги русского мыслителя и переложить их на язык театра, и, как нам кажется, для решения данной задачи был выбран прекрасный вариант:


А.И. Вакулинская
редактор сайта
сквозь призму жизненного пути студента юридического факультета петербургского университета, живущего в беспокойное для нашей страны время духовных и политических брожений в канун Первой мировой войны, раскрываются те или иные идеи, которые И.А. Ильин изложил в своей книге.

Вот перед нами профессор философии, непрестанно обнимающий бюст Сократа, и студент Николай Ильинский обсуждают «Мировую пыль», сквозь которую нужно научиться видеть главное в жизни, своё предназначение в мире. А через несколько минут знакомый студента уже увлекает его за собой в Стрельню (собирательный образ развлечений русского Серебряного века) к «красивой жизни», в которой так легко перепутать «искренность» с наигранностью. Примечательно, что в диалоге певицы кабаре со студентом звучит следующий вопрос-ответ:

– Вы верите в любовь?
– В этом вопросе – я агностик

Через несколько мгновений студенту встречается блаженный и скандирует: «От чего ум бывает слеп? – от того что боится покинуть склеп» – тем самым указывая на иные пути философского поиска. Далее мы видим образ русского революционера, который, подпольно собирая молодую аудиторию, торжественно сообщает, что Бога ныне нет и человек должен взять вопрос справедливого устройства мира в свои руки. Следует «умная дуэль», диспут студента и революционера, которые на грани бытия обсуждают вопрос о Боге и человеке, «О духовной слепоте». От дуэли студента пытался отговорить профессор, который уведомляет, что он также «заходит в храм подумать о трансцендентном и иногда даже молится», но недоумевает зачем же так рисковать. Вот зритель становится свидетелем разговора поэта и предпринимателя, который приводит поэта к нервному срыву и помешательству, а затем всё же к выздоровлению путём нового «созерцания».

Следом сцена приезда студента в отчий дом, тихую провинцию, после бурного столичного города, разговор о «Справедливости» с отцом, знакомство с будущей супругой, разговор про «Облака», которому противопоставляется диалог между революционером и сестрой студента про «его ненависть». А позже разговор блаженного, оказавшегося в больнице, с медсестрой «О здоровье», «О страдании» и «Мировой скорби», суть которого можно свести к фразе «Только любовь освобождает и спасает человека. Её первая и элементарная форма есть жалость к страдающему».

Действо перемещается в Крым герои находятся «У моря» и рассуждают на темы: «Горы», «Горное озеро», «Возвращения» домой. Через некоторое время наступает самый трогательный момент спектакля, связанный со смертью отца студента и чтения писем «О смерти» и «О бессмертии». Теперь перед зрителем разворачивается картина жизни бывшего студента, ставшего госслужащим перенесшего и осмыслившего потерю, в которой следуют одна за другой новости о гибели и крахе знакомых, надвигающейся войне, но в то же время и радостная весть и понимание смысла жизни, который легко потерять рассудком, но не сердцем.

Завершается спектакль иносказательным упоминанием о 110-летии с момента вступления России в Первую мировую войну (Вторую Отечественную) – дата, о которой редко вспоминали в этом году, как будто в истории нашей страны её и вовсе не было, что, в принципе, весьма симптоматично для пост-советской России. В заключение к зрителям спектакля с небольшой речью обратился прот. Игорь Фомин, член редакционного совета издания журнала «ФОМА», настоятель храма св. блгв. кн. Александра Невского при МГИМО.

Спектакль длился около двух часов, но динамичное развитие событий, замысловатое переплетение судеб героев на протяжении, условно, четырех лет (1910­–1914) настолько увлекает, что зрителю просто «некогда» отвлекаться. Действительно, как было отмечено автором текста сценария А.В. Шамраевым, перед просмотром или же после просмотра, стоит ознакомиться с самой книгой И.А. Ильина «Поющее сердце», чтобы лучше понять, о какой взаимосвязанности людей, а значит и их судеб, писал мыслитель и почему каждый поступок человека влияет не только на его судьбу.

Учитывая развитие современного кинематографа, доступности кинокартин в сети-интернет, театр сегодня становится особым островком искусства, который может позволить себе сместить акцент на то, чтобы заставить зрителя рефлексировать, а не просто потреблять эстетические образы. Как нам кажется, спектакли такого рода как «Поющее сердце» – хороший пример именно «философского спектакля» и хотелось бы, чтобы в наше время подобного рода постановок становилось больше. Единственное, что можно было бы сделать – это слегка оттолкнуться от современной реальности, точнее от уровня рефлексий современного человека, для которого многие вопросы, поднимаемые Ильиным, и вовсе не стоят, не входят в поле зрения, а значит не интересуют.

Отдельно стоит отметить прекрасную игру актёров, исполнение живой музыки, романсов, создание с помощью декораций и костюмов особого флёра Серебряного века.

Хочется поблагодарить всех причастных к участию и организации постановки, а особенно автора сценария – доцента кафедры Международного, частного и гражданского права МГИМО к.э.н., к.ю.н. Андрея Васильевича Шамраева, режиссёра спектакля Ренату Сотириади.

Подробнее о постановочной группе и действующих лицах спектакля можно узнать из брошюры, размещённой ниже.

Организаторами мероприятия выступили Храм Успения в Путинках, Невская молодёжь, Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей.
Изначально небольшие философские эссе, написанные на немецком языке, были собраны под общим названием «Das verschollene Herz», которое можно перевести как «Замирающее сердце». Стоит отметить, что «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» – составная часть трилогии мыслителя, в которую входят его произведения, также выдержанные в жанре «философского эссе», переведённые на русский язык уже в нулевые годы «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий», «Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований».
Изначально Ильин намеревался перевести и издать все части трилогии на русском, однако успел осуществить задумку только касательно книги «Поющее сердце». И как же замечательно, что именно по ней в современной России 70 лет спустя после смерти философа был поставлен спектакль!

12.11.2024
Историко-философская справка