Творческая биография
И.А. Ильина

На данный момент существует несколько творческих биографий Ивана Александровича Ильина, в разной мере и с разных ракурсов освещающих жизненный путь русского мыслителя. В разделе «Литература» можно ознакомиться с перечнем существующих «биографий».

Раздел «Философская биография» будет пополняться фрагментами из писем и мемуаров Ильина и его современников, позволяющих реконструировать взаимоотношения мыслителя с коллегами «по цеху», а также предысторию создания того или иного философского труда и его оценку читающей публикой.

Взаимоотношениям с представителями Белого движения и отношению к фашизму (будь то итальянский фашизм или немецкий национал-социализм), которые наиболее всего мифологизированы на данный момент, будут посвящены соответствующие рубрики сайта.

Предварительно мы отметим основные этапы жизни Ильина, которые по мере подготовки нами полной биографии, будут наполняться более развернутым содержанием [публикуется по Хроника жизни И.А. Ильина // Иван Александрович Ильин / Под ред. И.И. Евлампиева. М.: РОССПЭН, 2014. С. 453–460 с дополнениями и корректировками редактора сайта].



28 марта (9 апреля) 1883 года — в Москве родился Иван Александрович Ильин

22 апреля (4 мая) — крещен в честь пророка Иоанна Предтечи в Богородице рождественской за Смоленскими воротами церкви

31 мая (11 июня) 1901 года — закончил пятую московскую гимназию с золотой медалью

1901 – 1906 годы — обучается на юридическом факультете Московского императорского университета. Входит в научную школу П.И. Новгородцева. В это время Ильин придерживался достаточно радикальных политических взглядов анархистского толка; по свидетельствам однокурсника М. Вишняка, входил в руководство революционной студенческой организации, близкой к эсерам. Под псевдонимом вышла его брошюра «Из русской старины: Бунт Стеньки Разина», изданная в 1906 году в издательстве «Труд и воля»

22 сентября (4 октября) 1906 года — решением юридического факультета, в связи с ходатайством Е.Н. Трубецкого, оставлен при факультете для подготовки к званию профессора

1906 год — женится на Наталье Николаевне Вокач, двоюродной сестре писательницы Евгении Герцык [родной сестрой которой была А.К. Герцык (по мужу Жуковская)], оставившей известные воспоминания о предреволюционной эпохе. В связи с неосуществленным проектом издания переведенной Ильиным книги П. Эльцбахера «Анархизм» встречается в Ясной поляне с Л.Н. Толстым, которого просит написать предисловие к книге.
Вероятно, начало посещение философского кружка М.К. Морозовой, философских вторников Н.А. Бердяева

С осени 1908 года – начало преподавательской деятельности в старших классах Женского Коммерческого училища (курсы «Законоведение» и «Политическая экономия»); Высших Курсах В.А. Полторацкой (курс «История философии права», семинарий по «Общей методологии юридических наук»); чтение на кружке у М.К. Морозовой доклада о Фихте

1909 год — сдает экзамены на степень магистра государственного права и утверждается в звании приват-доцента по кафедре энциклопедии права и истории философии права юридического факультета. С сентября начинает преподавать на Высших женских юридических курсах (курс лекций «История философии права» и семинар «Общая методология юридических наук»)


Конец 1909 – 1910 год — чтение пробных лекций, соответствующих названиям первых научных публикаций, после которых И.А. Ильин становится членом Московского психологического общества. В журнале «Вопросы философии и психологии» появляется первая печатная работа Ильина «Понятия права и силы»; оформляет большую работу, посвященную М. Штирнеру (опубликована в 1911). Начало преподавания в Московском университете

Середина 1910 – 1912 год – пребывает в научной командировке в Германии (в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина и Геттингена). Вместе с женой посещает также Италию, Швейцарию и Францию (в 1911 г. в Париже посещает философа, анархиста А.А. Борового, оказывается втянутым в интригу Б.А. Кистяковского). Летом 1910 года участвует в семинаре Г. Риккерта в Гейдельберге (одновременно с Ф. Степуном и Б. Яковенко). С весны 1911 года в Геттингене слушает лекции Э. Гуссерля [одновременно с ним у Гуссерля занимаются Г. Шпет и А. Койре (Койранский)]. В Германии Ильин заканчивает и отсылает в печать в «Вопросы философии и психологии» большую работу «Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего» (опубликована в 1912), работает над большой статьей «О любезности», посвященной философскому анализу общения (опубликована в 1912), начинает работать над своей магистерской диссертацией, посвященной философии Гегеля (начало гегелеведческих исследований Ильина обозначено статьей «Возрождение гегелианства», опубликованной в 1912 году, в июньском номере журнала «Русская мысль»)

С конца 1912 года поселяется вместе с женой в квартире в Крестовоздвиженском пер., д. 2, где будет жить вплоть до своей высылки из России. Давно увлеченный театром К. Станиславского, Ильин начинает посещать его актерскую студию и пытается через свою кузину театрального критика Л.Я. Гуревич стать его помощником, чтобы способствовать прояснению теоретических основ его сценического метода. Сотрудничество не задалось

Конец 1912 – 1913 год – выступление с рефератом «О смысле» в Московском психологическом обществе. Возобновление преподавания в Московском университете чтением курсов «Введение в философию» и «Введение в философию права», продолжает активную работу над диссертацией. Как и Г.Г. Шпет дает частные уроки философии в доме профессора Г.Н. Габричевского. В числе читаемых курсов в разных учебных заведениях были также: «История этических учений», «Немецкий идеализм», «Логика»

1913 года – выступление в качестве официального оппонента на диссертацию А.А. Рождественского «Теория субъективных публичных прав: Критическое систематическое исследование». Начинает преподавать в Коммерческом институте (курс «Общая теория права»). В ноябре выступил на открытой защите диссертации П.Б. Струве в пользу диссертанта, за что подвергся опале на юридическом факультете Московского императорского университета (был лишен преподавания обязательных курсов)

1914 года – выступление на открытии Студенческого философского общества с речью «Философия как духовное делание» (была опубликована в «Русской мысли» за 1915 г.)

22 февраля (6 марта) 1914 года – читает на заседании Московского психологического общества доклад «Учение Гегеля о сущности спекулятивного мышления», который подводит итог работы над первой половиной диссертации (соответствующий материал составит первый том будущей книги). Работа над диссертацией и книгой становится менее интенсивной, продолжение последует только в 1916 году, когда в журнале «Вопросы философии и психологии» будет опубликована статья Ильина «Проблема оправдания мира в философии Гегеля», задающая направление дальнейших исследований

22 марта (4 апреля) 1914 года – выступает с речью «Философия Фихте как религия совести» на торжественном вечере Московского Психологического Общества, приуроченного чествованию И.Г. Фихте (была опубликована в «Вопросах философии и психологии»)

Май 1914 года – вторичная научная командировка в Европу [летом началась Первая мировая война, которую мыслитель встретил в Австрии, где осталась часть его диссертации]. В связи с тем, что ранее Ильин был лишён преподавания обязательных курсов в университете, по возвращении в Москву, в сентябре 1914 года был вынужден посетить военкомат, где ему сообщили об освобождении от воинской повинности.

1914–1916 годы — в связи с началом Первой мировой войны Ильин на некоторое время ставит в центр своих философских размышлений этические проблемы, вызванные войной. Его захватывает патриотический подъем, который испытывает вся страна, и он, как и многие его коллеги по университету, пытается по мере сил практически помогать армии добиться победы над врагом: в это время он читает многочисленные публичные лекции в пользу раненых и пострадавших от войны. Философ выступает по городам России в рамках лекционного турне, организованного Е.Н. Трубецким и С.А. Рачинским (среди упоминаемых в его письмах тем значатся: «Что есть истинный патриотизм», «Война как духовное делание», «Моральные антиномии войны», «Война и правосознание»). В результате очень быстро написаны статья «Основное нравственное противоречие войны» (опубликована в 1914) и брошюра «Духовный смысл войны» (опубликована в 1915)
Начинается многолетняя дружба между Ильиным и композитором Н. К. Метнером, последнему Ильин посвятил брошюру «Духовный смысл войны». По воспоминанию Е. Герцык, в этот период Ильин с женой часто бывал на ее вечерах и общался там с М. Волошиным, Н. Бердяевым, Вяч. Ивановым, А. Белым. Между Ильиным и Белым возникает резкая антипатия, которая в конце концов вылилась в публичный конфликт

1915 год — подготовка раздела «Общее учение о праве и государстве» для учебника «Основы законоведения» [Общ. учение о праве и государстве и основные понятия рус. гос., гражд. и уголов. права : Общедоступ. очерки И.А. Ильина, В.М. Устинова, И.Б. Новицкого и М.Н. Гернет. - 4-е изд., испр. и знач. доп. - Москва ; Петроград : В.В. Думнов, насл. бр. Салаевых, 1915]

1916 – 1917 годы – избран членом Правления, а позже Председателем Общества Младших Преподавателей Московского Университета. Преподает «Основы научной этики» на юридическом факультете МУ и «Истории древней философии» на Высших Женских курсах В.А. Полторацкой

В период 1916 – 1918 годов в типографии Рябушинских выходят первые десять глав книги «О сущности правосознания» (завершена работа была к 1919 году, но полностью издана лишь в 1956)

Февраль 1917 года – в ответ на выход из печати в самом начале года книги А. Белого «Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности», содержащей резкую критику позиции Э. К. Метнера (брата Н. К. Метнера), изложенную в книге «Размышления о Гете. Книга первая. Разбор взглядов Р. Штейнера в связи с вопросами критицизма, символизма и оккультизма», Ильин пишет резкое «Открытое письмо» в защиту Э. Метнера, в котором называет работу Белого «памфлетом, приближающимся к пасквилю», написанным «тоном вульгарной демагогии». Ильин передает «Открытое письмо» Е. Н. Трубецкому, по сути призывая его стать «третейским судьей» в конфликте; Трубецкой отказывается поддержать Ильина и в ответном «Открытом письме» пишет о том, что Ильин «глубоко не прав» в своем обвинительном пафосе

1917 год — после Февральской революции публикует цикл брошюр «Задачи момента» для широкой публики, где позитивно оценивает произошедшую революцию, выступает защитником либерально-демократического и республиканского устройства России, признает главной задачей революционного народа проведение демократических выборов в Учредительное собрание и победное окончание войны с Германией

5(18) марта 1917 года — выступление на Юридическом Собрании (м. Никитская, д. 25) с речью «Борьба за право перед судом нормального правосознания». В «Вопросах философии и психологии» выходят последние главы его диссертации, оформленные в виде статей «Учение Гегеля о свободе воли» и «Учение Гегеля о морали и нравственности»

Июнь 1917 года — для популярной серии Общества Младших преподавателей Ильин пишет достаточно обширную статью «Что значит быть гражданином», в которой рассуждает о двух разных типах правосознания, производя деление на граждан и подданных
В письме к Л. Я. Гуревич (5 июня 1917) признается, что «при старом режиме» он был «буржуазным радикалом и федералистом-демократом (приблизительно) вне партий», а в настоящее время, продолжая оставаться вне партий — «патриот, стоящий за настоящую аристократию духа». В августе-октябре философ принимает активное участие в первом и втором съездах Общественных Деятелей
Со временем революционный угар прекращает свое действие и к лету 1917 Ильин осознает невозможность на тот исторический момент как у Учредительного Собрания, так и у народа, в силу отсутствия политической воли первых и неразвитости правосознания вторых, идти по пути демократии
Глава «О нормальном правосознании» книги «О сущности правосознания» была опубликована при «Восстании большевиков в Москве»
Откликаясь на октябрьский переворот, в серии статей в газете «Утро России» Ильин утверждает, что успех Ленина и большевиков приведет к краху России и русского правосознания, и призывает все здоровые силы соединиться для борьбы с большевиками.
В «Вопросах философии и психологии» выходят последние главы его диссертации, оформленные в виде статей «Учение Гегеля о свободе воли» и «Учение Гегеля о морали и нравственности»

Февраль 1918 года — на публичном собрании Общества Младших Преподавателей, проходившего в большой физической аудитории, Ильин выступает с докладом «О патриотизме»

1918 год – устанавливает связи с руководством Добровольческой армии, сформированной на юге России, и, согласно некоторым свидетельствам, становится членом московского отделения подпольной контрреволюционной организации, собиравшей средства для Белой армии. В течение года Ильин трижды подвергается аресту (15 апреля, 11 августа и 3 ноября) по подозрению в контрреволюционной деятельности, но каждый раз освобождается за недоказанностью обвинения

19 мая 1918 года – проходит защита магистерской диссертации Ильина «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», оппонентами выступают П. И. Новогородцев и Е. Н. Трубецкой. Непосредственно ко времени защиты была издана в двух томах книга Ильина с тем же названием. По результатам защиты Ильину присуждается сразу две степени — магистра и доктора государственных наук; чуть позже он становится профессором Московского университета

1919 – 1922 годы – продолжает преподавать в Московском университете (в состав которого с 1919 году вошли Высшие Женские курсы и Университет им. А.Л. Шанявского), во Всероссийском Кооперативном Институте (бывшего высшей кооперативной школой при Московском народном университете имени А. Л. Шанявского), на техническом факультете Института Социальных Наук им. Маркса (название Коммерческого Института с 1919 года), в Высшем Музыкально-Педагогическом Институте, в Ритмическом Институте, в Институте Слова (ГИСе)

29 августа 1919 г. – обыск на квартире И.А. Ильина с рекомендацией об аресте, в случае нахождения улик, свидетельствующих о связи и пособничеству петроградской «Добровольческой Армие». В это время философ находился в «командировке»

24 феврале 1920 года Ильин был арестован по знаменитому делу контрреволюционной организации «Тактический центр». По некоторым свидетельствам (которые подтверждаются воспоминаниями самого Ильина), он был отпущен на свободу по личному распоряжению В. И. Ленина

Март 1920 года – после смерти Л.М. Лопатина Ильин был избран председателем Московского психологического общества. В этот период продолжает работу (начатую в 1918 г.) с предварительным названием «Философия религии» (впоследствии ставшую «Аксиомами религиозного опыта»). Впоследствии философом в Московском Университете читался учебный курс «Введение в историю религии». За период 1921 – 1922 гг. выступал в МПО с докладами «Первоосновы нормального религиозного опыта» и «Религиозный смысл искренности»

С 1920 года принимает участие в созданной Н.А. Бердяевым Вольной Академии Духовной Культуры (ВАДК), начинает работать в Государственном Институте Слова (Государственный Институт Декламации В.К. Сережникова)

Февраль 1921 года ­– возглавляет Ораторское отделение Института Слова (ГИС) в Москве, где преподает курсы «Эстетика», «Миросозерцание и характер», семинарий «Правосознание».
В связи с реорганизацией факультетов Московского Университета переведен в Институт научной философии, где работает вместе с Г.Г. Шпетом, В.А. Кубицким, Н.А. Бердяевым, С.Л. Франком, И.В. Поповым и др.

В 1921 – 1922 годы философ ведёт свои последние семинарии в Университете, которые носили название «Философия Гегеля» и «Метод философии»

Весной 1922 года на первом после пятилетнего перерыва заседании Московского юридического общества при МГУ Ильин выступает с речью «Основные задачи правоведения в России», в которой пытается объяснить русскую революцию из исторических недостатков российского правосознания

4 сентября 1922 года — арестован ГПУ в шестой раз по обвинению в антисоветской деятельности (58-я статья советского кодекса, предусматривающая смертную казнь); 11 сентября [когда Церковь вспоминает Усекновение главы Иоанна Предтечи, ныне день трезвости в России] выносится решение о высылке Ильина «из пределов РСФСР за границу»

1 октября 1922 года Ильин вместе с большой группой высланных деятелей культуры прибыл в Германию пароходом Петербург-Штеттин

Летом 1923 года на основании данных о продолжении Ильиным антисоветской деятельности в Германии Президиум ВЦИК постановил лишить Ильина прав гражданства и конфисковать все его личное имущество

Осень 1922 – 1924 год — участвует в организации Религиозно-философской академии в Берлине (первое заседание состоялось 26 ноября 1922 года), затем становится профессором и в первое время деканом юридического ф-та (до конца 1924 г.) основанного в феврале 1923 года Русского научного института в Берлине. На открытии Института 17 февраля Ильин произносит речь «Проблемы современного правосознания». В Институте он читает курсы энциклопедии права, истории этических учений, введение в философию, введение в эстетику, учение о правосознании (на русском и немецком языках)


В 1924 году избран членом- корреспондентом Славянского института при Лондонском университете

С весны 1923 года Ильин состоит в переписке с П. Н. Врангелем и постепенно неформально становится главным идеологом (после 1926 года) основанного Врангелем в 1924 году Русского Обще-Воинского союза (РОВС), который объединил правые силы (стоящие на позиции непредрешенчества) эмиграции, нацеленные на продолжение вооруженной борьбы с большевизмом в России (при этом формально Ильин не был членом Союза)

19 ноября 1923 года в Берлине он произносит речь «Государственный смысл Белой армии», посвященную шестой годовщине основания Добровольческой армии. В это время, обличая русскую эмиграцию в постылости и междоусобной борьбе, возлагает свои упования только на Белую Армию; одновременно он завязывает знакомство с иерархами Русской зарубежной церкви

1925 год — почти одновременно летом выходят из печати два важнейших философских труда Ильина – в Париже книга «Религиозный смысл философии. Три речи 1914-1923», содержащая публичные речи, произнесенные в 1914, 1918 и 1923 годах, и в Берлине – книга «О сопротивлении злу силою», которая вызвала яростную полемику в эмигрантских кругах и привела к ясному идейному размежеванию лево-либерального и правого (белого) крыла эмиграции

1926 – 1928 годы — отдает все свои силы идейной борьбе с большевизмом и обоснованию необходимости вооруженного похода на советскую Россию (возглавить который должен был П. Врангель)

В 1925 – 1927 годах является постоянным автором издаваемой П. Струве газеты «Возрождение», выражающей взгляды правого крыла эмиграции. В 1926 году публикует в книге «Летопись белой борьбы» программную статью «Белая идея». В том же году выступает одним из организаторов Российского зарубежного съезда (проходил с 4 по 11 апреля в Париже), на котором решались вопросы объединения разных кругов русской эмиграции в борьбе с большевизмом за новую Россию. Однако внезапная смерть Врангеля в апреле 1928 года положила конец надеждам на скорую военную победу над большевизмом в России

1927 – 1930 годы — осуществляет издание собственного журнала «Русский колокол» (почти половина всех статей в 9 вышедших номерах принадлежала самому Ильину). В политической программе на первый план выдвигает идею вождя, военного «героя» (что опять-таки связано с упованием на Белую Армию как реальную силу эмиграции), который призван своей личной волей направлять людей на благое дело борьбы с мировым злом, воплощенном в большевизме. В связи с этим как и многие в то время позитивно оценивает фашистское движение как форму эффективного «национального» противостояния большевизму (статья «О русском фашизме», 1928); в силу антикоммунистического пафоса, сопровождавшегося невероятным патриотическим подъёмом, Ильина привлекла политическая деятельность Муссолини, анализу которой он посвятил цикл статей, впоследствии опубликованных в Собр. соч. как «Письма о фашизме» (1925 – 1926); в период переворота совершенного Гитлером в Германии в 1932 – 1933 годах «национальная» ориентация и тот же антикоммунистический пафос национал-социализма ненадолго заставляют Ильина питать надежды относительно задач и установок нового правительства (статья «Национал-социализм», май 1933)

1933 год — в письме к Н.К. Метнеру от 26 августа сообщает о аресте А.А. фон Лампе, о своем первом допросе «тайной полицией» нового правительства Германии и запрете на «занятия политикой», при этом упоминает о приглашении с 1 октября преподавать в Немецкую академию политики (Hochschule für Politik). 9 сентября этого года в парижской эмигрантской газете «Последние новости» сообщается об аресте проф. Ильина

1934 год — под предлогом «неарийскиго» происхождения Ильин был уволен с должности профессора Русского научного института за отказ следовать инструкциям немецкого министерства пропаганды и просвещения, требовавшим от преподавателей проведения антиеврейской политики. Подвергся аресту

В 1935 году выходит из печати его книга «Путь духовного обновления», написанная в стиле философской публицистики

В 1937 году издает работу «Основы художества. О совершенном в искусстве», посвященную эстетическим проблемам. Пишет по-немецки первую часть своей философско-художественной трилогии «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий» (издана в 1938)

1929 – 1937 годы — издает на немецком языке многочисленные брошюры и статьи, посвященные уничтожающей критике большевизма и коммунизма («Коммунизм или частная собственность?», 1929; «Разрушение семьи в советском государстве», 1930; «Против безбожия», 1931; «Яд большевизма», 1932; «Большевистская политика мирового господства», 1935; и др.)

1938 год — гестапо налагает арест на печатные произведения Ильина и запрещает ему публичные выступления. Над ним нависает опасность ареста и отправки в концлагерь. Благодаря финансовой помощи С. Рахманинова в июле 1938 года Ильину вместе с женой удается выехать из Германии в Швейцарию, он поселяется в г. Цолликон, находящемся в пригороде Цюриха

1938 – 1954 годы — проживает в Швейцарии, где ему было запрещено работать и заниматься политической деятельностью. Со временем запрет смягчается, и Ильин читает на немецком языке многочисленные лекции о русской культуре, печатает под псевдонимами статьи (более 400) на политические темы в швейцарских газетах
В это время Ильин снова много времени посвящает философской работе: завершает фундаментальный труд по философии религии — «Аксиомы религиозного опыта» (изданы в 1953 в 2 томах в Париже), пишет вторую и третью части философско-художественной трилогии на немецком языке — «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» (опубликована в Берне в 1943) и «Взгляд в даль»
Книга размышлений и упований» (опубликована в Цюрихе в 1945) продолжает работу над книгой «Путь к очевидности» (начата в 1919 г.), пишет «О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин — Ремизов — Шмелев» (опубликованы посмертно в Мюнхене, в 1957 и 1959), продолжает работу над книгой «О монархии» (была начата в 1909 г., так и осталась незавершенной)
Осуществляет давно задуманный перевод на немецкий язык своей книги о Гегеле: книга в сокращенном виде (в нее вошел первый том русского издания и две последние главы из второго) под заглавием «Философия Гегеля как созерцательное учение о Боге» была издана в Берне в 1946 году

С 1948 года регулярно пишет и рассылает единомышленникам из РОВС заметки на различные темы, связанные с историей, современным положением и будущим России; позже они были собраны вместе и изданы в виде двухтомного труда под заглавием «Наши задачи: Статьи 1948-1954 годов» (Париж, 1956)

21 декабря 1954 года – Иван Александрович Ильин умирает. Похоронен на кладбище г. Цолликон

21 декабря 1956 года – создание «Содружества имени профессора Ивана Александровича Ильина»

1966 год – поступление архива И.А. Ильина в библиотеку Мичиганского университета

3 октября 2005 года – останки И. А. Ильина и его супруги Натальи Николаевны перенесены в Россию и перезахоронены на кладбище Донского монастыря в Москве

20 ноября 2006 г. в НБ МГУ прибыл на постоянное хранение архив Ильиных

С 2015 года архив начинают оцифровывать. На данный момент процесс оцифровки, по всей видимости, завершен