Ильин и
Белое движение
Одним из наиболее мифологизированных этапов жизни И.А. Ильина связан с его ролью и участием в жизни Белого движения

Сегодня, как правило, политические предпочтения философа пытаются определить исходя исключительно из его публицистики разных лет, а также статей, вошедших в сборник для Русского Обще-Воинского союза "Наши задачи". Данный подход заведомо обречен на повторение уже существующих мифов, связанных с тем, что Ильин всегда был монархистом и т.п.

В данном разделе мы постараемся дать более широкий взгляд как на политические предпочтения мыслителя, так и описать его роль и реальный вклад в жизнь Белого движения в эмиграции, который вовсе не ограничивается только лишь статьями для РОВС
П.Н. Врангель и И.А. Ильин. История одной фотографии


Русский Обще-Воинский союз, действующий в России и поныне, был создан 1 сентября 1924 года по инициативе П.Н. Врангеля как некая форма, в рамках которой продолжала свое существование физически разделенная Армия. Руководство РОВС трудилось в организации на безвозмездной основе. При этом членам РОВС запрещалась вступать в какие-либо партии (коих в русской эмиграции было создано предостаточно), а также принимать участие в Русском Зарубежном Съезде (1926) (участие члена РОВС допускалось только в качестве частного лица). С РОВС как известно был связан и Иван Александрович Ильин, состоявший в тесной переписке с бароном Врангелем. Впоследствии, уже находясь в Швейцарии, Иван Александрович Ильин слыл негласным идеологом РОВС, с марта 1948 по октябрь 1954 гг., подготавливая для членов союза еженедельные бюллетени на политические темы, собранные в два тома «Наших задач» [поэтому попытки определить политические предпочтения Ильина, опираясь только на статьи данного сборника, являются некорректным приемом].

Начиная с марта 1923 года и вплоть до самой кончины Врангеля, И.А. Ильин состоял в переписке с бароном [последнее письмо, полученное Ильиным, датируется 7 марта 1928 года], которая началась с обращения Врангеля к Ильину по поводу возможности устроить в качестве слушателей выпускников кадетского корпуса и военных училищ в только начинающий свою работу Русский Научный Институт в Берлине. Ильин впоследствии был избран деканом юридического факультета Института. Помимо Ивана Ильина Врангель с той же просьбой также обратился к ректору Института В.И. Ясинскому, а вместе с ним и ко всей коллегии профессоров.
Из переписки с Врангелем можно узнать что, будучи физически оторванным от Белого движения Ильин всегда сохранял с ним «духовную связь» [Из биографии мыслителя и воспоминаний современников, а также ряда документов известно, что И.А. Ильин, по мере сил, вел борьбу с новым режимом, сохраняя свою роль преподавателя ряда высших учебных заведений, трансформированных и переименованных большевиками [1]]. Кстати, Иван Ильин упоминает в письме, что

«Я сам — глубоко убежденный монархист; я считаю подлинную монархию одним из самых чудесных достижений духовной жизни» [2].

Учитывая, что к тому моменту Ильин заявлял о подготовке книги «О монархии» к публикации [«О монархии и Республике» — начата в 1909 г., опубликована в 1979 г.], то прежде чем определять политический облик мыслителя стоит ознакомиться с тем, что есть «подлинная монархия» в его понимании.
Также из содержания переписки становится известно, что Ильин пользовался доверием Врангеля по вопросам политической обстановки внутри эмиграции, характеристик конкретных её представителей, деятельности большевиков.

Благодаря комментариям Г.В. Бортневского [первого публикатора переписки в журнале «Русское Прошлое». СПб. 1996. С. 209-289], сопровождающих переписку И.А. Ильина с П.Н. Врангелем, мы узнаем, что в письме к А.А. фон Лампе, которому Врангель отправил полученную в октябре 1923 г. от Ильина «Записку о политическом положении», главнокомандующий указывал:

«…представляю на Ваше усмотрение записку, составленную профессором И.А. Ильиным. Автор записки известен Вам по его письмам к Вам, по его донесениям (о Научном институте) и, наверное, по рассказам Н.Н. Чебышева.Я лично выше всего ставлю в Ильине его “белизну”, сохраненную им в чистом виде во время пятилетнего сидения в Совпедии. Кроме того, с моей точки зрения, он выдающийся человек по его индивидуальности, энергии и даже осведомленности. К материалам, приведенным в его записке, стоит внимательно присмотреться.Н.Н. Чебышев, с которым мы одновременно познакомились в Берлине с высланным из России Ильиным, насколько я знаю, ставит его несколько ниже, чем я; допускаю возможность, что правильная оценка его лежит посередине между взглядами Н.Н. Чебышева и моим» [3].

Врангель и Ильин встречались вживую неоднократно. Известна фотография, сделанная в июле 1926 года, на которой они запечатлены в компании единомышленников в Баварии в замке Зеон герцога Г.Н. Лейхтенбергского. Об этом фото Ильин писал:

«А фотография Зеонская вышла так себе. Особенно не удался задний ряд мужчин» [4].

(на фото запечатлены Генерал-лейтенант Петр Николаевич Врангель в замке Зеон в Баварии в кругу друзей и соратников. 2 июля 1926 г. Стоят слева направо: хозяйка дома герцогиня О.Н. Лейхтенбергская, секретарь Врангеля Н.М. Котляревский, Н.Н. Ильина, директор издательства «Медный Всадник» С.А. Соколов-Кречетов, И.А. Ильин; А.А. фон Лампе. Рядом с бароном сидит Елена Георгиевна (ур. Лейхтенбергская) с мужем А.К. Угринич-Требинским)

В силу обилия органов печати, представлявших идейные взгляды того или иного крыла русской эмиграции, раздувавших или распространявших слухи о Белой Армии, генерал Врангель зачастую повторял в письмах к Ильину мысль о необходимости создания «своей» газеты, которая отражала бы позицию Главного командования Русской армии и РОВС. От идеи издавать газету, обеспечение которой обошлось бы крайне дорого, Врангеля отговорили Ильин и фон Лампе. Впоследствии были изданы шесть книг «Белого дела», которые выполняли упомянутую функцию. Мысль об издании подобного сборника была выдвинута впервые А.А. фон Лампе ещё в 1923 г. и изначально под ней подразумевалась публикация документальных материалов и воспоминаний из архива барона Врангеля под названием «Белый Архив».

Ильину выпала честь опубликовать свою статью «Белая Идея» в первом томе документального сборника «Белое Дело: летопись Белой борьбы», которая выступала в качестве своеобразного введения. Кстати, в свою очередь Ильин просил барона Врангеля написать небольшую статью в его журнал «Русский Колокол», издаваемый с 22 сентября 1927 года, но выпросил только отзыв на свой журнал.
Впоследствии, как мы узнаем из комментариев того же Бортневского, в 1927 году

«генералом Врангелем и наиболее доверенными ему лицами, в том числе и И.А. Ильиным, велась работа по созданию секретной организации для активной антибольшевистской борьбы в Советской России (в противовес “Кутеповской”, продолжавшей работу несмотря на провалы и громкие разоблачения), редакцию “Белого дела” предполагалось перевести в Париж, сделать ее “камуфляжем для конспиративного центра” и совместить в лице А.А. фон Лампе роли редактора и руководителя “работой внутри России”. Предполагалось организовать представительства редакции в Финляндии, Эстонии, Латвии и Румынии, которые на самом деле должны были бы заниматься разведывательной деятельностью и обеспечением одной или нескольких линий связи от границы с одним из центров России “обеспечением приобретения огнестрельного оружия и возможности взрывчатых ручных снарядов” и т.п.» [5].

Смерть Врангеля, успевшего подготовить и передать для «Белого дела» свои «записки, а не воспоминания, каковое наименование подразумевает что-то закончившееся», вызвала потрясение у Ивана Александровича Ильина, который ещё только в марте получил письмо с некоторыми размышлениями, касающимися общего дела. В письме от 27 апреля 1928 г. к вдове О.М. Врангель он писал:

«Ушел мой герой, мой рыцарь, мудрый и вдохновенный. Угас Божий луч. Не в кого верить, некому помогать. Страшно смотреть в надвигающуюся тесноту. Страшно за Россию…» [6].


Статьи на схожую тему опубликованные ранее:

Об отношениях Ильина с П.Н. Врангелем говорится в первой части «Идеолог белого движения» статьи
Киселева А.Ф. Ильин в эмиграции // Иван Александрович Ильин / Под ред. И.И. Евлампиева. М.: РОССПЭН, 2014. С. 230-275.
Изергина В.П. Роль И.А. Ильина в русской эмиграции 1920-х годов // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарного науки и образования. 2013. №1 (21). С. 44–49.

Использованная литература:

[1] Подробнее см.: Ильин Собр соч.: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). М.: Русская книга, 1999. С. 373-438; Ильин И.А. Собр. соч.: О возрождении и обновлении России. Часть третья. М.: Институт наследия, 2021; Подвал Лубянки. Воспоминание Ивана Ильина / публикация А.И. Вакулинская // Тетради по консерватизму. 2019. №4. С. 429–435; Вакулинская А.И. Подполье философского идеализма в годы Гражданской войны (На примере Ораторского отделения Института Слова) // Сб.: Гражданская война в памяти русского зарубежья: К 100-летию Дальневосточного исхода и завершения вооруженного противоборства 1917-1922 гг. : Материалы международной научной конференции. Москва, 31 октября-1 ноября 2022 г. / Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына ; сост. А.С. Кручинина, Т.В. Марченко, М.Ю. Сорокина. – Москва: Вифсаида, 2023. С. 371-383).
[2] Ильин И.А. Собр соч.: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). М.: Русская книга, 1999. С. 250.
[3] Публикуется по Ильин И.А. Собр соч.: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). С. 537-538.
[4] Ильин И.А. Собр соч.: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). С. 243.
[5] Публикуется по Ильин И.А. Собр соч.: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). С. 552.
[6] Ильин И.А. Собр соч.: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). С. 258.